Группа НМТП соединяет воединыжды внутри себя порты в Новороссийске, Приморске и Балтийске. Основной груз — нефть и нефтепродукты (78% от общего грузооборота). За эту компанию они оплатили около $2,5 млрд, однако их чистые затраты составили только около $350 млн: накануне сделки они продали самому НМТП другой порт, Приморск, за $2,153 млрд. Novoport Holding, в свою очередь, контролировал 50,1% акций НМТП. На совещании 25 сентября директорский состав «Транснефти» планировал внести корректировку в свое мартовское решение по вопросу о приобретении доли «Суммы» в НМТП, детали компания не раскрывала.
По достоверной последней информации ИПС «ДатаКапитал» ИА АК&М, чистая прибыль НМТП за первое полугодие 2018 по РСБУ сократилась в 12.72 раза до 1.466 млрд руб. с 18.65 млрд руб. за похожий период 2017 г. У структур РЖД 5,3% акций.
С начала 2015-го года в «Сумме» сообщили, что получили «хорошее предложение» от «Транснефти», а к концу зимы государственная антимонопольная служба одобрила ходатайство «Транснефти» о выкупе доли группы. Им предъявлено обвинение в мошенничестве и организации криминального сообщества для хищения бюджетных средств. Их подозревают в похищении из федерального и региональных бюджетов 2,5 млрд руб., а еще в организации криминального сообщества (ст. 210 УК РФ). Любому из подозреваемых по делу угрожает до 25 лет колонии или даже пожизненное заключение.
После задержания Магомедовых СМИ писали, что деловые люди хотели реализовать «Транснефти» свою долю в порту за $1,8 млрд. «Транснефть» опровергала эту информацию. Уголовное дело против Магомедовых помешало закрыть сделку по продаже их доли в НМТП весной. В «Сумме» подтвердили закрытие сделки на рыночных условиях. Цена продажи НМТП оказалась выше, чем максимальная историческая стоимость ее акций, которая была зафиксирована 26 января 2015-го года и составила 9,93 рубля. Это на 11,9% больше последней цены предшествующего дня.
Утром вторника, 9 октября, акции Новороссийского морского торгового порта, крупный пакет которых накануне проданы «Транснефти» группой «Сумма» Зиявудина Магомедова, показали на торгах рост на 8,4%. Но это все равно в 1,5 раза меньше, чем заплатила за пакет «Транснефть».
По мнению специалиста «БКС брокер» Игоря Галактионова, мощным фактором поддержки для акций НМТП стало исчезновение неопределенности, которая появилась после ареста управляющих группы «Суммы» братьев Магомедовых в конце марта. «Сумма» хотела купить у Росимущества 20% НМТП.
Дело дошло до того, что акционеры НМТП начали публично объявлять о разделе бизнеса: «Транснефть» хотела забрать наливные терминалы, а «Сумма» — «сухие».
Раздор «Транснефти» и Магомедовых начался в 2013, когда компания сообщила, что менеджмент НМТП не учитывает ее интересы, и потребовала поменять председателя совета начальников и ряд топ-менеджеров. Однако этому помешало уголовное дело в отношении братьев Магомедовых.