«Розничные цены также должны вырасти с самого начала 2016-го, но, скорее всего, это будет в пределах инфляции». У нефтяников появились вопросы к легитимности документа, ведь такая договоренность выглядит как картельный сговор и нарушение антимонопольного законодательства.
Вице-премьер Дмитрий Козак, который отвечал за соглашение с нефтяниками, отчитался президенту, что ситуация на внутреннем рынке стабилизирована.
«Кризисом было бы, если бы были предельно небольшие цены на нефть и нефтяная отрасль была бы в убытках, бюджет терял бы доходы — тогда это был бы кризис».
Он подчеркнул, что так либо иначе ситуацию со стоимостью топлива нужно регулировать.
В конце октября власти и уполномоченные бизнеса нефтяной области договорились о сделке, которая должна сдержать рост цен на бензин. По его словам, цены заморожены и будут сохраняться такими с учетом инфляции, изменений налогового законодательства до конца марта. Предполагается, что с 1 января они возрастут на 1,7% из-за поднятия НДС, а потом будут повышаться зависимо от инфляции.
Так, руководитель ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов проинформировал, что компания подписала с Минэнерго и ФАС соглашение о мерах по нормализации цен на горючее на русском рынке до 31 марта.
В случае ежели нефтяные компании не будут выполнять условия соглашения, будут вводиться экспортные пошлины, однако этот механизм будет использоваться в крайнем случае.
«Мы договорились с компаниями, что действует принцип „один за всех и все за одного“, по другому будет недобросовестная конкуренция. Соглашением с нефтяниками предвидено, что там, где вводится зимнее дизельное горючее, на 2 рубля, всего на 2 рубля (здесь тоже действует ограничение), оно может быть дороже летнего», — подчеркнул вице-премьер.
Федеральной антимонопольной службе, Роспотребнадзору, Росстандарту даны поручения обеспечить усиленный контроль деятельности независимых АЗС.
Козак добавил, что ФАС и Минэнерго Российской Федерации также проанализирует ценообразование на независимых АЗС в областях.
Минэнерго и нефтяные компании подписали соглашение о заморозке цен на бензин и дизельное горючее.
Козак констатировал, что каждый год при переходе страны с летнего дизтоплива на зимнее происходит рост цен на зимнее ДТ. При всем этом цена зимнего дизельного топлива предусмотрена выше на 2,4 тысячи руб. за тонну с учетом последующей трансляции на АЗС. Дизельное горючее подорожало на 0,3% — до 45,26 рубля.
К концу весны произошел один из самых очевидных скачков бензиновых цен за последние два-три года — они поднялись на 5,6% в сравнении с апрелем — до 43,2 руб. за литр.
При этом торги проходили при повышенном спросе на горючее — объем сделок с нефтепродуктами вырос на 36% в физическом выражении (до 96,3 млн тонн) и на 34,8% — в валютном (4,65 млрд руб.).
По утверждению руководителя ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, его компания несет миллиардные убытки от мер по нормализации цен.
Предложение провести анализ финансового положения и деятельности независимых АЗС, а еще распространить всевозможные вероятные договоренности по нормализации цен на нефтепродукты на всех участников рынка, включая независимые сети, выдвинула «Роснефть». Насколько эффективным окажется административный контроль за топливным рынком, увидим в 2016 г., пока даже контуров механизма гибких акцизов не представлено, — объяснил «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. Независимые АЗС не участвовали в договорённостях с руководством по нормализации цен на горючее, но на этом стала настаивать «Роснефть». «Нужно так либо иначе эту сферу регулировать», — обозначил Путин. С одной стороны, придется устанавливать объемы и цены поставок нефти на НПЗ. Нефтяники просто недополучают то, что могли бы заработать. Установленного руководством предельного уровня рентабельности независимых АЗС в 4% «хватит только на то, чтобы доставить горючее до АЗС и оплатить банкам эквайринг», объявил Баженов, докладывают Ведомости. «Видимо, часть их будет вынуждена уйти с рынка, уступив долю сетевым АЗС».