Хеджирование – это своего рода использование одного инструмента, для того чтобы снизить возможный риск, который может быть связанным с неблагоприятным влиянием факторов на рынке на другую цену. В качестве актива, который хеджируется может быть товар или финансовый актив, который есть в наличии или же наоборот планируется к производству или приобретению. Хеджирование имеет свои инструменты, которые выбираются так, чтобы неблагоприятные изменения цены актива, который хеджируется, а также связанные с ним денежные потоки могли компенсироваться изменением определенных параметров актива, который хеджируется.
Можно привести несколько примеров хеджирования. Например, одна фирма, которая является производителем бензина, собирается купить нефть, а потом, спустя время продать бензин, который получит из нее через три месяца. Но эта фирма опасается, что цены на бензин спустя установленный срок снизятся, что неминуемо приведет к недополучению возможной прибыли, а также к неменее возможным убыткам. Хеджирование в данном случае предполагает два способа снижение риска. Первый способ – заключить форвардный контракт, согласно которому через три месяца другая фирма обязана будет купить полученный бензин по заранее обговоренной цене. В этом случае, производитель обезопасил себя от снижения цены на нефть, но при этом он вряд ли сможет получить дополнительную прибыль.
Второй способ хеджирования – приобретение производителем опциона по типу «пут» на фьючерсный контракт, который отличается от форвардного контракта тем, что опцион подобного типа позволяет рассматриваемой фирме продать бензин через три месяца по оговоренной цене или же отказаться от сделки.
Таким образом, производитель сохранил для себя две возможности, при которых он не останется в накладе. Он может как продать бензин по минимальной стоимости без возможности получения дополнительной прибыли, так и воздержаться от продажи, если конъюнктура на рынке сложится для него более благоприятно. Хеджирование может быть и на курсе валют. Предположим, что у нас есть две фирмы, одна из которых в Японии (поставщик товара), а вторая в США (заказчик и получатель товара). Оплата за поставляемый товар из Японии в США первая страна получает в долларах, но при этом они конвертируется в йены. Для того чтобы произошло хеджирование риска роста курса йены к доллару, фирма покупает фьючерс JPY/USD. ¼ налогов в Техасе поступает в госбюджет от продажи нефти, но, при этом власти учитывают периоды падения мировых цен на нефть. При таком падении количество налогов резко сокращается, что говорит о хеджировании будущей цены на нефть. Таким образом, хеджирование можно применять, как для снижения риска потерь на товары и другие рыночные факторы (например, курс валют и процентные ставки).