Сейчас интернет-магазины «растут, как грибы после дождя». К сожалению, большая часть закрывается в течение первого года существования, и лишь немногим удается прочно задержаться на рынке. Главная ошибка, которая зачастую приводит к закрытию магазина – работа по принципу «как у конкурентов». Кажется, что самый простой вариант – копирование эффективных стратегий у лидеров рынка. Найдите свою нишу, подберите качественный ассортимент и создайте красивый и удобный веб-сайт.
Преимущества онлайн-бизнеса
Во-первых, интернет позволяет найти доступ к большой аудитории покупателей. В интернете огромное количество пользователей, которые могут быть вашими потенциальными клиентами. В отличие от магазина в торговом центре или «у дома», вы не зависите от проходимости, а можете самостоятельно привести клиентов к себе на сайт с помощью интернет-рекламы и поискового продвижения.
Во-вторых, клиенты имеют круглосуточный доступ к вашему интернет-магазину, а заказ можно оформить в любое время.
В-третьих, количество затрат на онлайн-магазин в значительной степени ниже: дешевле аренда (если вам вообще нужен офис или склад), нет необходимости в большом штате сотрудников, вы можете держать более низкие цены, стоимость интернет-рекламы намного ниже, а эффективность – выше! Третье преимущество – это мобильность. Вы в любое время можете добавить новые разделы, позиции, а также поменять дизайн. Все эти действия не требуют приостановки работы вашего магазина.
Стартовый капитал
Для того чтобы запустить интернет-проект, состоящий из веб-сайта с небольшим ассортиментом товаров, осуществляющий доставку по одному региону, первоначальные вложения будут составлять от 50 до 300 тысяч рублей. В эту сумму войдут расходы по разработке веб-сайта, подготовке контента, закупке товаров, регистрации юридического лица. Стоит отметить, что при наличии хорошего бизнес-проекта, взять в банке кредит или найти инвестора будет достаточно просто.
Что продавать в интернет-магазине
В настоящее время топ товаров, продаваемых через интернет, выглядит следующим образом:
- 1 место: книги, музыка, печатная продукция
- 2 место: компьютерная техника и комплектующие
- 3 место: электроника, цифровая техника и телефоны
Набирает популярность продажа скачиваемых товаров. К ним относятся электронные книги, музыка, фильмы, игры и программное обеспечение.
К сожалению, не один из этих сегментов не подойдет для новичков. Вы просто не сможете конкурировать с лидирующими компаниями на этих рынках.
Постарайтесь найти новые ниши. Посмотрите, что происходит на западном рынке интернет-торговли, возможно, вы сможете подобрать там стоящие идеи.
Сотрудники
Для работы интернет-магазина будет достаточно всего несколько человек. Большую часть работы вполне можно отдать на аутсорсинг: бухгалтерия, it-обслуживание, разработка и логистика. Если объем заказов небольшой, то обновлять и наполнять сайт вы сможете самостоятельно.
Ассортимент интернет-магазина
Самое важное правило дистанционной торговли – товар должен обладать четким набором потребительских свойств, который можно просто и понятно описать. Помните, что по большей части, ваши клиенты не могут увидеть и потрогать товар, они полностью полагаются на его описание и фотографию.
Поставщики
Как и у традиционных магазинов, вопрос работы с поставщиками для интернет-магазина крайне важен. Например, если вы решите продавать через интернет ювелирные украшения, вам будет достаточно семи-десяти поставщиков. А вот на очень широком рынке, как продажа книг и печатной продукции, придется работать с десятками поставщиков, чтобы иметь максимально широкий ассортимент всех направлений. Лучше всего работать напрямую с производителями, минуя посредников, особенно, если позволяют объемы продаж.
Разработка интернет-магазина
Создание веб-сайта – это самый важный этап в создании интернет-магазина. Не стоит на нем экономить, обращаясь к фрилансерам, новичкам-студентам и недорогим веб-студиям. Сайт – это виртуальная витрина вашего магазина. Если потенциальному клиенту не нравится дизайн или он просто не может понять, как добавить товар в корзину, то он просто уйдет к конкуренту.
Где искать клиентов
Как показывает практика, для большинства интернет-магазинов главным источником трафика являются поисковые системы (SEO), а с недавнего времени – еще и социальные сети. Для стимулирующих акций можно использовать сервисы контекстной рекламы Яндекс.Директ и Google.Adwords. Вы можете самостоятельно вести группы в Facebook и Вконтакте, а также заниматься поисковой оптимизацией, либо отдать эту работу в специализированные агентства.
Недостатки онлан-бизнеса
Не стоит забывать и о минусах дистанционного магазина, недостаточная работа над которыми может значительно повлиять на объем продаж.
Главный минус – это отсутствие возможности заранее посмотреть на выбранный товар. Здесь вам помогут хорошие описания, фотографии, отзывы и ссылки на сайты производителей. Также стоит четко прописать правила обмена и возврата товаров.
Еще одна проблема – это доставка. Покупая товар в интернет-магазине, клиенту приходится его ждать, особенно, если доставка осуществляется почтой России из Владивостока в Калининград. Соответственно важным фактором становится возможность осуществить самовывоз из офиса или склада компании, либо выбрать подходящую транспортную компнию.
Немногие интернет-магазины открывают торговые залы. А если и открывают, то ассортимент в них ограничивают самыми ходовыми позициями. Соответственно при необходимости совершить срочную покупку, клиент скорее всего не будет удовлетворен, потому что график доставки товара клиентам и в офисы выдачи товаров обычно расписан минимум на сутки вперед, и очень редко существует возможность в середине для его изменить, чтобы выполнить срочный заказ. То есть в большинстве своем интенет-магазины могут с легкостью обеспечить запланированные покупки, но не могут удовлетворить спонтанные или ситуативные потребности покупателей.