Операторы связи подчеркнули, что данные используют, чтобы менять городской транспорт и инфраструктуру — настраивать светофоры, делать развязки и расширять автодороги.
Москва и столичная область делятся на участки 500 на 500 метров.
Как пишет газета «Ведомости» ссылаясь на данные с интернет ресурса госзакупок, департамент информационных технологий (ДИТ) столицы приобретает геоаналитику с нынешнего года — в целом на эти закупки из городского бюджета было потрачено 516 млн руб.
Домом считают место, где человек ночует, а работой место, где он находится в будние дни с 10:00 до 17:00. Чиновники узнают, сколько граждан города там живут и работают.
С 2015 года данные передают Институту Генплана Москвы. По каждому из них собирают информацию, сколько человек живет и работает на его территории. Работа строится на обезличенных статистических данных людей, уверяет уполномоченный Аналитического центра. В департаменте и мэрии эту информацию отказались прокомментировать. По утверждению представителя оператора Tele2, при наложении маршрутов абонентов на карту города можно определить, как растет нагрузка на автомобильные, железные дороги и метро.
Но за госпользователями геоаналитики нужен публичный контроль, уверен партнер KPMG в Российской Федерации и СНГ Николай Легкодимов: здешние администрации могут использовать данные в политических целях, рекламных и агитационных. За госпользователями геоаналитики нужен публичный контроль, важно следить, в каком виде операторы отдают аналитику депутатам и какие запросы чиновники добавляют операторам, чтобы личная жизнь городских жителей не нарушалась, убеждает он.
«Ведомости» отмечают, что техническое задание закупок действительно дает возможность столичным депутатам посылать операторам дополнительные запросы по отчетам. «Например, на прогнозы социально-экономического развития территории, заболеваний и происшествий, стратегий транспортного поведения населения зависимо от его социально-демографических характеристик», — говорится в статье. Конкретные запросы на сайте госзакупок не приводятся.
По последней информации «Вымпелкома», всего операторы зарабатывают на продаже огромных данных корпоративным клиентам, госорганам и госкомпаниям несколько млрд. руб. в год. На такую геоаналитику только за предыдущий год заплачено не менее 100 млн. бюджетных средств. В МТС, по утверждению представителя компании, проекты на основе геоаналитики дают треть от внешней выручки центра обработки огромных данных.