«О том, что административная принадлежность нашей церкви к Русской православной церкви отсутствует, есть запись в уставе (УПЦ — ред.), зарегистрированном украинским государством», — подчеркнул архиепископ. Но, согласно решению Рады, религиозная организация, административный центр которой находится в Российской Федерации, должна содержать в своем названии привязку к РФ.
Накануне в процессе ежегодной пресс-конференции президент РФ Владимир Путин назвал ситуацию с образованием так называемой автокефальной православной церкви на Украине вмешательством государства в церковную жизнь. РПЦ считает ее раскольнической организацией. Он отмечает, что по канонической православной вере нанесен серьезный удар, и потому призывает остальные церкви не признавать новейшую структуру, не проводить с нею общения.
Официальное название единой поместной церкви — Православная церковь Украины.
Напомним, на прошедшем в Киеве 15 декабря объединительном соборе православных церквей государства Украины был избран руководитель новоиспеченной церкви — им стал иерарх Украинской православной церкви Киевского патриархата митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко). При всем этом в РПЦ рассчитывали на то, что Константинополь изменит решение дать автокефалию Украинской церкви. Как сообщает RT, инициатором законодательного проекта о смене наименования церкви выступил спикер Верховной рады Андрей Парубий. Путин посетовал на то, что раскол приведет к последующему «разрыву русского и украинского народов».
Во время обсуждения депутат от фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Николай Скорик объявил, что принятие закона № 5309 будет началом серьёзного гражданского конфликта в Украинском государстве.
Во время совещания Рады у стен парламента прошел молебен прихожан Украинской Православной Церкви, который собрал не менее 2-х тыс. человек.
Религиозный деятель добавил, что этот закон является дискриминацией на уровне псевдоправового решения, за которым обязательно последует дискриминация прихожан — политическая и физическая. «Переходы должны происходить только свободным путем, чтобы община проявляла право свободного выбора», — объяснил Епифаний.