Однако данная субсидия будет доступна только для тех, кто производит товарный бензин 5-го класса как минимум определенного объема из расчета около 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья. Однако иные нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более. Это делается для того, чтобы остановить рост цен на бензин. Но рост цен на иные нефтепродукты должен быть намного больше — не менее чем на половину на битум и мазут, а кроме этого значительно на судовое горючее и авиакеросин (источники газеты считают, что в таком случае зарубежные авиакомпании перестанут заправляться в России). Документ будет 14 июня обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, через неделю — на заседании руководства, а после этого будет внесен в Государственную думу.
НПЗ, которые не изготовляют товарный бензин, вообще-то не получат акциз — это, в частности, завод в Усть-Луге НОВАТЭКа, Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова и т. д.
НПЗ с меньшей глубиной переработки рассчитывает акциз только для бензина, исходя из нормы выпуска в 10%: ежели завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, однако производит только 300 000 тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.
Чтобы внутренние цены на горючее не увеличились еще сильнее, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. Вместе с этим министерство предлагает ввести плавающий акциз — возмещать организациям половину разницы между внутренней и экспортной ценой топлива. Маневр подразумевает поэтапно снижать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременно увеличивать налог на добычу нефти. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов будет не менее выгодным, однако внутренние цены на них возрастут.
По располагаемым сведениям Росстата, цены на бензин в РФ увеличились с самого начала года на 8%.
Оптовые цены на горючее в данном случае не должны превысить 400 рублей на тонну в год, другими словами наименее 1% (около 0,3 руб. на литр). Рост цен на судовое горючее источники газеты оценивают приблизительно в 15%.
Министр финансов не видит «большой проблемы» в подорожании битума — в ближайшие шесть лет на дорожную инфраструктуру через специальный фонд будет выделено 3 триллиона руб. Однако они уже сейчас вызывают стремительный протест населения и бизнеса, и руководство проводит прямо противоположную политику: замораживает цены на АЗС по договоренности с нефтяными компаниями, угрожая в случае невыполнения поднять экспортные пошлины на нефтепродукты — те же пошлины, от которых оно желает освободиться по результатам маневра.