Республика Молдова столкнулась с большими финансовыми трудностями после приостановления финансирования некоторыми партнерами по развитию, а прямой и немедленный финансовый результат замораживания этих средств составит около 3 миллиардов леев. Вывод содержится в докладе, сделанном экс-министром финансов, директором программ Независимого аналитического центра Expert-Grup Вячеславом Негруца.
Согласно докладу, немедленные эффекты и для среднего периода времени с 2015 года по первое полугодие 2016 года будут очевидны и на нескольких ключевых направлениях: бюджетном, финансовом, экономическом, социальном, политическом.
Во-первых, государственный бюджет на 2015 год остается без финансового покрытия. Его утвердили, когда уже были ясны и очевидны отклонения от прогнозов макроэкономических показателей, а реалистичность бюджета была под вопросом. Среди рисков, выявленных министерством финансов в момент утверждения Закона о бюджете 2015 года, было ясно отмечено отсутствие новой программы с МВФ. Авторы указали, что бюджет 2015 года сможет быть реализован только в условиях, когда все внешние средства, предусмотренные в бюджете, поступят либо в виде грантов, либо в виде новых внешних кредитов для финансирования бюджетного дефицита, и это только в ситуации, когда есть программы с МВФ.
«Приостановление финансирования на бюджетный год 2015 ни в коем случае не дает уверенности в том, что средства, выделенные из бюджетов внешних доноров, будут доступны позже, в 2016 году, после возможного подписания соглашения с МВФ. Принцип бюджетного распределения действует и для доноров. Средства, недополученные страной-бенефициаром, перераспределяются и не сохраняются на другие бюджетные периоды. Таким образом, из общей суммы внешнего финансирования (гранты и внешние кредиты для покрытия дефицита бюджета) в 6,4 млрд леев, мы можем допустить, что сумма, фактически предоставляемая Республике Молдова, в 2015 году составит всего около 3,5 млрд леев. Это означало бы потерю прямого внешнего финансирования на сумму около 3 млрд леев», — говорится в докладе.
В этих условиях необходимы срочные меры для исправления ситуации. По словам Вячеслава Негруца, в первую очередь, должна быть забыта идея самоизоляции Республики Молдова, продвигаемая политиками, а после назначения нового правительства нужно наделить его определенными полномочиями и оказать политическую поддержку. Эти меры необходимы для возобновления дискуссий и переговоров по новому соглашению с МВФ.
Вместе с тем, вновь сформированное правительство должно срочно разработать собственный антикризисный план на два года, который предусматривает список немедленных мер и пакет реформ, начало которых поможет завоевать доверие в общении с обществом и партнерами по развитию.
«Поправки в Закон о бюджете на 2015 год – это приоритет №. 1 будущего правительства. Само выживание бюджетной системы и, соответственно, бюджетных учреждений зависит от перестройки и переоценки макроэкономической основы, переоценки оставшегося финансирования расходов и бюджетной консолидации на 2015 год», — говорит Вячеслав Негруца.
Кроме того, необходимо предпринять конкретные действия по деофшоризации торговых операций, путем исключения оффшорных компаний из договоров с участием государственных средств. Этот шаг позволит финансовым потокам обслуживать внутреннюю экономическую систему, без искушения попасть в бюджетный рай. Благодаря таким действиям можно достичь и бюджетной консолидации, которая так необходима.
«Существует множество факторов, как внешних, так и региональных, которые создают неопределенность и для Республики Молдова. Но сложившаяся ситуация является результатом поспешных решений, принятых политиками без оценки возможных вариантов. Соответственно, необходимо отказаться от идеи самоизоляции Республики Молдова, выдвинутой политиками. В таких ситуациях позиция страуса не самая правильная. Появление других источников финансирования дефицита государственного бюджета практически невозможно. Республика Молдова не имеет рейтинга страны, позволяющей себе кредиты на международном рынке. Соответственно, ставкой должно быть возобновление диалога с партнерами по развитию и разблокирование приостановленного финансирования. Других реальных возможностей практически не существует», — заключил бывший министр финансов Негруца.