По оценкам знатоков, недостаток 92-го бензина осенью из-за резкого сокращения поставок белорусского топлива составил более порядка 40%. Это 40% потребления данной марки в государстве Украина.
По оценкам «Консалтинговой группы „А-95“, резкое сокращение поставок белорусского топлива привело к недостатку А-92 на рынке».
Поставки бензина марки А-92 из Белоруссии в середине осени уменьшились до 4 тыс тонн (91% в сопоставлении со среднемесячными показателями).
Обозначено также резкое снижение поставок бензина марки А-95 (10,5 тыс. тонн вместо обыденных 40 тыс.), но сокращение белорусского импорта А-95 частично компенсируется поставками из Литвы, которые увеличились на 20 000 тонн.
Резкое снижение поставок связано с плановым ремонтом на Мозырском НПЗ, который начался 10 сентября и должен закончиться до конца октября. Но навряд ли данная причина — единственная.
Кроме того, в начале осени закончилось большинство договоров с украинскими компаниями. И вместе с остановкой Мозырского НПЗ это привело к тому, что у белорусских нефтепереработчиков не осталось ничего в запасе, чтобы поддержать государство Украину.
На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе ремонтные работы затянулись, но они не могут стать первопричиной дефицита бензина в государстве. Как правило это горючее поставляют из Белоруссии. Это является минимальным объемом белорусских поставок за обозримый период. Неясно, что в этой связи делать Украине, беря во внимание ее огромную зависимость от импортных поставок. Ранее эти поставки были условием для беспошлинных поставок русского «черного золота» в Беларусь.
Белоруссия, по всей видимости, приняла решение перенацелить собственный топливный экспорт на дальнее зарубежье. Киев мог приобрести бензин у Российской Федерации, однако можно быть фактически уверенным, что он никогда этого не сделает.