Подготовленный Минфином законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной ветви предусматривает рост акцизов на горючее с 2019 года, пишет в четверг газета «Коммерсант» ссылаясь на проект, который был представлен нефтекомпаниям и ведомствам 13 июня на встрече у вице-премьера Дмитрия Козака. Об этом пишет «Коммерсантъ» ссылаясь на соответствующий законодательный проект, который министр финансов разослал участникам рынка. Маневр, указали собеседники издания, как ранее и предполагалось, будет заключаться в поэтапном понижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. В результате экспорт будет не менее выгодным, а внутренние цены возрастут.
Чтобы не допустить рост цен, крупнейшие НПЗ получат льготы в виде отрицательного акциза. В итоге этих мер, как ожидается, рост оптовых цен на бензин и дизельное горючее составит более 400 рублей на тонну в год (примерно 0,3 рубля на литр), однако цены на остальные нефтепродукты возрастут значительно сильнее. Из-за этих изменений экспортировать нефть и нефтепродукты будет не менее выгодно, а внутренние цены на нефть и горючее должны вырасти. Однако данная субсидия будет доступна только для тех, кто производит товарный бензин 5-го класса как минимум определенного объема из расчета около 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья. Общий размер субсидий только для этих компаний может превысить 160 млрд руб., а эффект окончания маневра для бюджета будет ниже планировавшихся 1,6 трлн руб. На акциз не смогут претендовать те НПЗ, которые впрочем не вырабатывают товарный бензин. Однако даже в данном случае при прямом перенесении повышенного акциза в розничную цену топлива та может вырасти на 1,9 руб. на литр. Бюджет компенсирует нефтяникам половину разницы между экспортным netback и внутренней ценой. Мера связана с так называемым налоговым маневром, который, как пишет «Коммерсантъ», разрабатывает руководство.
По располагаемой информации на текущий момент издания, предложенные льготы позитивно отразятся на 2-х больших предприятиях — Туапсинскому НПЗ корпорации «Роснефти» и заводу компании «Новатэк» в Усть-Луге.
Дополнительно будет введен и так называемый плавающий акциз, который должен защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Чтобы сдержать рост стоимости бензина для покупателей, одновременно будет введен плавающий акциз: государство будет возмещать организациям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортом.